Кадырова Э.А.
Центр дистанционного обучения
Рязанский государственный радиотехнический университет
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ДЛЯ СДО ВУЗА
Интеграция информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательную деятельность вуза предполагает изменение роли обучаемых и преподавателей. В их распоряжении появляются новые средства, методы и технологии, которые в совокупности составляют дидактическую и техническую базу дистанционного обучения. В условиях непрерывного и стремительного развития ИКТ возникает необходимость изменений в содержании, формах и методах традиционного преподавания, усиливается необходимость постоянного расширения спектра педагогических технологий для дистанционного обучения.
Развитие дистанционного обучения в РГРТУ базируется на использовании системы управления обучением Moodle, спроектированной в соответствии с требованиями современной педагогики. По уровню предоставляемых возможностей Moodle выдерживает сравнение с известными коммерческими системами, в силу чего зарекомендовала себя с положительной стороны в целом ряде зарубежных и российских вузов. [1; 2]
Внедрение СДО в РГРТУ является многоплановой задачей и требует комплексного подхода к её решению. Одним из основополагающих компонентов формирующейся СДО университета является преподаватель. Его деятельность в системе обусловлена интерактивностью образовательной среды, а также формами и методами обучения, реализованными в дистанционных учебных курсах. Специфика педагогической деятельности в условиях постоянного развития ИКТ формирует потребность в специальной подготовке преподавателя, в целенаправленном формировании необходимых компетенций, позволяющих ему организовать учебный процесс в дистанционной форме.
При рассмотрении вопросов организации повышения квалификации преподавателя университета в области использования дистанционных образовательных технологий необходимо определить содержание и формы обучения. Какие особенные знания и умения он должен освоить в дополнение к тем, которыми уже обладает, осуществляя свою деятельность в традиционной форме? Какие способы и методики наиболее эффективны для подготовки преподавателя дистанционного обучения?
Существенную роль в решении этих вопросов в рамках дополнительного профессионального образования в настоящее время играет компетентностный подход, под которым будем понимать развитие и оценку профессиональной компетентности через решение субъектом соответствующих задач.
В образовательной практике принято разделять понятия «компетентность» и «компетенция». Компетентность как интегральная профессионально-личностная характеристика распадается на спектр определенных компетенций и определяется готовностью и способностью выполнять профессиональные функции в соответствии с принятыми в социуме на настоящий момент нормами и стандартами. При этом знание рассматривается как основа компетенции, а умения и навыки (если рассматривать их как действия в частных ситуациях) - суть внешнее проявление компетенций. [5]
Высшее образование направлено преимущественно на освоение исторически сложившихся, устоявшихся профессиональных компетенций. Целью дополнительного профессионального образования является создание условий для освоения специалистом актуальных и инновационных профессиональных компетенций. [3]
Компетентностный подход в дополнительном профессиональном образовании должен усиливать его прагматический аспект, предполагающий четкую практическую ориентацию. Формирование профессиональных компетенций происходит не столько в ходе обучения на предметно-содержательном уровне, сколько за счет систематического включения обучающихся в деятельность, направленную на решение конкретных профессиональных задач. Следовательно, необходимо, во-первых, придать знаниям «потребительский» характер и представить их в виде необходимой и доступной информации, во-вторых, создать интерактивное обучающее окружение для постоянного информационного взаимодействия и использования имеющихся условий для усвоения новых знаний. [4]
С позиций рассматриваемых проблем, профессиональную компетентность преподавателя дистанционного обучения следует рассматривать комплексно, учитывая специфику предъявляемых к нему требований. Согласно типологии Н.В. Никуличевой, данные компетенции можно отнести к трем группам:
1. Компетенции в области педагогики: педагогические технологии дистанционного обучения (методики и соответствующие им технологии).
2. Компетенции в области психологии (знание психологических особенностей общения в виртуальной среде).
3. Компетенции в области информационных технологий (ИКТ-компетенции). [6, с.2]
При исследовании проблем формирования профессиональной компетентности преподавателя авторы [7] выделяют три уровня владения ИКТ-компетенциями: базовый, предметно-ориентированный, методический. Под базовым уровнем понимается применение ИКТ общего назначения, необходимого преподавателю для информатизации традиционного образовательного процесса. Предметно-ориентированный уровень предполагает наличие знаний и опыта внедрения электронных дидактических материалов в образовательную деятельность. Методический уровень достигается путем приобретения практического опыта организации и реализации технологий дистанционного обучения.
Рассмотренные теоретические положения вошли в основу деятельности ЦДО при разработке подходов к подготовке преподавателей вуза к различным видам деятельности в системе дистанционного обучения РГРТУ.
В настоящее время подготовка преподавателей к деятельности в СДО РГРТУ осуществляется Центром дистанционного обучения на базе Института дополнительного профессионального образования.
В основу общей стратегии подготовки программы повышения квалификации был положен принцип опережающего профессионального обучения, изначально сформулированный для обучения школьников (теория Л.В. Занкова). Применительно к профессиональному образованию реализация этого принципа обеспечивает вариативность и гибкость при формировании содержания обучения, позволяет учитывать опыт предшествующей профессиональной деятельности слушателей, интенсивность и краткосрочность обучения, его практическую направленность, способствует формированию совокупности профессиональных компетенций. Учитывая тот факт, что дистанционные образовательные технологии непрерывно развиваются и обновляются, опережающий характер обучения преподавателей для СДО представляется нам особенно важным.
Наиболее результативным в сложившейся практике дополнительного образования признано обучение преподавателей на курсах повышения квалификации (КПК).
В настоящее время в университете используются различные формы обучения преподавателей. Слушатели курсов повышения квалификации по программе «Информационные технологии в профессиональной деятельности» имеют возможность посещать аудиторные занятия (очная форма), которые проводятся Центром два раза в год. Программа занятий рассчитана на 100 часов и включает лекции, лабораторный практикум, самостоятельную работу. Применение системы Moodle для поддержки КПК дает возможность использовать смешанную форму обучения, которая сочетает аудиторные занятия с элементами дистанционного обучения.
Коммуникативные средства Moodle позволяют активизировать процесс общения слушателей с преподавателями курсов и между собой. Применение дистанционных образовательных технологий позволяет слушателям использовать среду Moodle, в результате чего формирование необходимых профессиональных компетенций происходит, на наш взгляд, наиболее эффективно.
В основу обучения слушателей на курсах повышения квалификации были положены разработанные сотрудниками ЦДО дистанционные учебные курсы «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Дистанционное обучение в среде Moodle: вводный курс». Курс «Информационные технологии в профессиональной деятельности» ориентирован на формирование у слушателей знаний и навыков в области теории и методики организации обучения в условиях использования современных информационно-коммуникационных технологий, а также освоение технологий дистанционного обучения с возможностью их практической реализации в системе Moodle. Содержанием курса «Дистанционное обучение в среде Moodle: вводный курс» являются не только теоретические и организационные основы дистанционного обучения, но и практические аспекты разработки дистанционных учебных курсов с использованием системы Moodle.
Дистанционные учебные курсы для слушателей курсов повышения квалификации имеют модульную структуру. Каждый модуль представляет собой законченный фрагмент со своей дидактической задачей, направленной на формирование определенных компетенций, и набором средств для ее решения.
Применение компетентностного подхода позволяет конкретизировать содержание модулей рассматриваемых дистанционных учебных курсов с учетом основных направлений деятельности преподавателя в СДО. В качестве примера остановимся подробнее на содержании дистанционного учебного курса «Информационные технологии в профессиональной деятельности».
Деятельность преподавателя в СДО предполагает определенную теоретико-методологическую подготовку, которая способствует формированию таких компетенций, как:
- владение методологией использования информационных и коммуникационных технологий в образовательной деятельности;
- представление о современных программных средствах используемых в учебном процессе;
- знание об инновационных средствах и методах обучения на базе современных ИКТ;
- освоение принципов, форм, средств и методов дистанционного обучения;
- знание законодательных норм и регламентирующих требований различного уровня (от федерального до внутривузовского), определяющих применение ДОТ в учебном процессе.
На формирование этих компетенций направлены два модуля рассматриваемого дистанционного учебного курса.
В целом деятельность преподавателя в системе дистанционного обучения развивается по двум основным направлениям:
1) разработка дистанционного учебного курса;
2) реализация ДУК в процессе обучения. [6, с.2]
Комплексный характер работы преподавателя в СДО предполагает наличие определенного набора профессиональных компетенций (рис. 1). Отметим, что в РГРТУ, где практика использования дистанционных образовательных технологий находится на этапе формирования, такая работа носит экспериментальный, инновационный характер. Однако даже при успешной экспериментальной апробации работа с ДУК предполагает не только текущий анализ и корректировку деятельности преподавателя в зависимости от начального уровня подготовки студентов и учебного плана, но и периодическую актуализацию содержания курса.
При разработке дистанционных учебных курсов в среде Moodle преподаватель имеет возможность применить широкий спектр методов, средств и технологий обучения, для чего необходимо сформировать профессиональные компетенции в следующих областях:
- методического проектирования и создания учебно-методических материалов для последующего размещения в СДО.
- технологии создания и размещения различных информационных ресурсов и интерактивных элементов, которые обеспечивают информационную и методическую поддержку процесса обучения.
- использования свободного программного обеспечения и сетевых образовательных ресурсов открытого доступа при разработке контента дистанционного учебного курса.
- оформления и организации контента дистанционного учебного курса.
На формирование выделенных компетенций ориентировано содержание соответствующих модулей дистанционного учебного курса для слушателей КПК. Тематический модуль «Система дистанционного обучения Мoodle» дает представление о назначении и возможностях системы, структуре дистанционного учебного курса, типах информационных ресурсов и интерактивных элементов, создаваемых в данной программной оболочке, их дидактических особенностях. В ходе изучения модуля «Проектирование дистанционного учебного курса» слушатели осваивают основные этапы и технологию разработки дистанционного курса, приобретают навыки создания и размещения различных ресурсов и элементов с использованием инструментария, предоставляемого системой.
Для отбора учебных материалов, размещенных в открытом доступе, преподаватели могут воспользоваться постоянно пополняемой Коллекции общедоступных ресурсов, которая размещается на сервере СДО РГРТУ. Соответствующие рекомендации по использованию бесплатных программных продуктов с возможностью их инсталляции на компьютеры пользователей системы для подготовки и дальнейшей работы с учебными материалами дистанционного учебного курса слушатели получают, обращаясь к регулярно дополняемой Коллекции бесплатных программных средств.
При формировании рассматриваемой группы компетенций учитывается основной принцип разработки дистанционных учебных курсов – максимально полное и наглядное представление учебного материала, обеспечивающее их самостоятельное изучение в индивидуальном темпе, а также создание достаточного количества внутренних и внешних связей, позволяющих организовать эффективный и быстрый доступ обучаемого к необходимой ему информации. В процессе подготовки на КПК каждый преподаватель (разработчик) осваивает возможности Moodle и использует их в зависимости от особенностей учебной дисциплины. При проектировании курса с учетом конкретных условий преподаватели самостоятельно определяют объем подготовленных материалов, тип заданий, способы активизации процесса обучения и контроля его результатов. Важным при этом становиться умение не только выбрать правильные инструменты, но также разработать такую структуру курса, которая позволит достичь конечной цели обучения.
Для реализации дистанционного учебного курса преподавателю необходимо сформировать профессиональные компетенции, позволяющие грамотно организовать учебный процесс в дистанционной форме, а именно:
1. Компетенции в области педагогических технологий, их применения в СДО для достижения различных целей обучения.
2. Компетенции владения методикой организации и проведения учебного процесса в дистанционной форме, контролирующих мероприятий, а также методикой оценки результатов обучения.
3. Компетенции в области организации самостоятельной познавательной деятельности студентов.
4. Компетенции в сфере сетевого взаимодействия участников курса, знание психолого-педагогических основ виртуального общения.
Организация индивидуальной или групповой деятельности обучаемых в системе дистанционного обучения предполагает использование педагогических технологий, учитывающих специфику данной формы обучения и стимулирующих раскрытие способностей каждого студента. Тематический модуль «Педагогические технологии дистанционного обучения» ориентирован на освоение слушателями современных педагогических технологий и акцентирует внимание на методах, стимулирующих обучение посредством сотрудничества и обмена опытом, проектирования, творческого решения проблем.
Отдельные темы модуля способствуют формированию психологических компетенций, основанных на знании способов организации самостоятельной работы студентов, особенностей общения в виртуальной среде, владении правилами и приемами организации взаимодействия участников дистанционного обучения. На формирование компетенций, необходимых для организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий, ориентированы соответствующие тематические модули: «Использование интерактивных элементов в дистанционном учебном курсе», «Организация проведения тестирования», «Организация контроля и оценки успеваемости в дистанционном курсе».
Формами отчетности слушателей по результатам освоения программы курсов повышения квалификации «Информационные технологии в профессиональной деятельности» являются разработка сценария дистанционного курса, который должен отражать авторское представление о его содержании и структуре, а также разработка информационных ресурсов и интерактивных элементов дистанционного учебного курса средствами Moodle (подготовка тестов, презентаций для лекций, обучающих видеороликов и пр.).
В качестве итоговой работы предполагается разработка и защита слушателем авторского дистанционного учебного курса. По окончании обучения проводится анкетирования слушателей, с целью изучения мнений о содержании программы курсов, уровне организации и проведения занятий, а также возможности использования приобретенных знаний и навыков в практической деятельности. Разработанная для этих целей анкета размещается на сайте Webanketa (http://webanketa.com).
Основным итогом обучения на курсах повышения квалификации является возможность использовать разработанные дистанционные учебных курсов в учебном процессе вуза для различных форм обучения и образовательных программ.
При успешном освоении программы курсов и защите итоговой работы слушателю выдается удостоверение о краткосрочном повышении квалификации по программе «Информационные технологии в профессиональной деятельности», документально подтверждающее право на осуществление педагогической деятельности в СДО РГРГТУ на базе Moodle.
Список использованных источников:
- Андреев А.В Практика электронного обучения с использованием Moodle / А.В. Андреев, С.В. Андреева, И.Б. Доценко. – Таганрог: Изд-во. ТТИ ЮФУ, 2008. – 146 с.
- Анисимов А.М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle: Учеб. пособие; 2-е изд. испр. и дополн.– Харьков, ХНАГХ, 2009. – 292 с.
- Введенский В.Н. Интеллектуально-педагогическая компетентность: учебное пособие /В.Н. Введенский. – СПб: ИОВ РАО, 2003. – 124 с.
- Елагина О.Б. Моделирование компетенций преподавателя дистанционного обучения / О.Б. Елагина, Т.В. Саранская: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ou.tsu.ru/upload/form/not_image/cc6/.pdf_
- Исаев В.А. Образование взрослых: компетентностный подход: учебно-методическое пособие / В.А. Исаев, В.И. Воротилов – СПб: ИОВ РАО, 2005. – 91 с.
- Никуличева Н.В. Какими компетенциями должен обладать преподаватель дистанционного обучения и как их сформировать / Н.В. Никуличева // e-Learning PRO. - №11. – 2009: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.elearningpro.ru/page/zhurnal-pro-elearning
- Стрюков М.Б. Профессиональные компетенции преподавателей в области технологий электронного обучения / М.Б. Стрюков, М.В. Жукова, В.Ф. Кравченко: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ito.edu.ru/2010/Rostov/V/2/V-2-14.html
- Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Изд. центр «Академия», 2004.– 416 с.