Штомпель Н.Э.
Харьковский национальный университет городского хозяйства
ВОЗМОЖНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ АРХИТЕКТОРОВ И ГРАДОСТРОИТЕЛЕЙ
Творческая «специфика» подготовки специалистов в сфере архитектуры и градостроительства вызывает определенный пессимизм относительно возможности применения дистанционного обучения в данной сфере.
В качестве основных аргументов «против» приводятся доводы о невозможности замены «очного» контакта между студентами и преподавателем; необходимость «проработки» в процессе обучения большого объема визуальных материалов; необходимость использования современных программных продуктов для черчения, рисования, визуализации, 3D-моделирования, анимации; необходимость работы в лабораториях и прохождения производственной практики на предприятиях.
В то же время, многими авторитетными архитектурными и строительными вузами, как бы в опровержение выдвигаемых опасений, активно внедряются дистанционные технологии. Например, в Московском архитектурно-строительном институте используется система дополнительного архитектурного образования «ASSA. Дистанционные курсы МАРХИ» [1].
Рис. 1. Система дополнительного дистанционного образования МАРХИ
Дистанционная форма обучения активно используется коммерческими вузами с международными связями, выдающими так называемые «двойные» дипломы [2]. Это относится к сфере обучения дизайну, дизайну интерьеров, ландшафтной архитектуре.
Высокий "коммерческий" спрос на специальности направления art рождает массу предложений, качество которых зачастую вызывает определенные сомнения. Да, архитектура продолжает оставаться в числе престижных специальностей и на сегодняшний день нашлось бы немало желающих получить диплом архитектора дистанционно.
Но возможно ли это теоретически? Можно ли обучить архитектора или планировщика полностью дистанционно или же дистанционное обучение в строительной сфере может быть только подспорьем, вспомогательным моментом для основной и единственно возможной "очной" формы?
Проделанный анализ по состоянию исследуемого рынка образовательных услуг позволяет сделать вывод о том, что дистанционное образование по архитектурным, градостроительным и дизайнерским специальностям предоставляется, но не профильными вузами, имеющими репутацию и уже зарекомендовавшими себя обучая данным специальностям "очно" (и даже "заочно"), а различными новыми структурами как на постсоветском пространстве так и зарубежом (открытыми университетами, международными школами, сообществами и т.п.)
Почему же ведущие мировые вузы "отстают" в этом вопросе уступая привлекательную образовательную нишу неизвестным конкурентам?
В настоящее время все большее распространение и популярность на просторах YouTube получают видеоуроки по обучению навыкам работы с распространенными системами автоматизированного проектирования и черчения: AutoCAD, ArchiCAD, SolidWorks. Проблема заключается в том, что содержание данных уроков, как правило, не учитывает установленных современными нормативами требований к оформлению проектной и рабочей документации на строительство и никак не связано со специальными дисциплинами, преподаваемыми в очной форме.
Таким образом, проблема создания эффективной системы дистанционного обучения для архитекторов и градостроителей, представляется на сегодняшний день наиболее актуальной и перспективной в ближайшем будущем. В разрезе данной проблемы важно выделить какая часть обучения должна оставаться «очной», а какая может быть организована в дистанционном формате.
Кафедрой градостроительства и градостроительным факультетом Харьковского национального университета городского хозяйства в настоящее время проводится работа по усовершенстванию курсов дистанционного обучения студентов, созданных начиная с 2009 года и разработке новых дистанционных курсов.
Рис. 2. Дистанционные курсы кафедры градостроительства ХНУГХ
Дистанционные курсы по строительным специальностям разрабатываются для студентов дневной и заочной форм обучения, второго высшего образования, слушателей учебно-консультационных центров в городах Украины и т.д.
Рис. 3. Структура дистанционного курса "Градостроительство"
Также представляется важным сопроводить преподавание основных специальных дисциплин преподаванием навыков работы с системами автоматизированного проектирования, что можно сделать в форме видеолекций.
Рис. 4. Разработка тестовых заданий в дистанционном курсе "Градостроительство"
Ознакомиться с разработками ХНУГХ в сфере дистанционного образования http://cdo.kname.edu.ua/ можно используя
Логин: moodle
Пароль: 2013Список использованных источников
- Система дополнительного архитектурного образования. Дистанционные курсы МАРХИ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.distant-marhi.ru/
- Международная школа дизайна. Дистанционное обучение. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://designschool.ru/study/interior/distance/