Лычев Д.А.
Харьковский национальный университет городского хозяйства
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ GIF-АНИМАЦИИ ПРИ СОЗДАНИИ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ДИСТАНЦИННЫХ КУРСАХ
Современные тенденции в экономике и обществе указывают на необходимость внесения изменений в систему образования Украины. С процессом развития информационных технологий в стране и обществе, происходят качественные изменения и в системе образования высших учебных заведений. Каждый педагог, который использует систему дистанционного обучения Moodle, может отметить увеличение роли преподавателя и учащихся в учебном процессе.
Использование информационных технологий приводит к качественным изменениям во всех элементах педагогической системы, включая характер самого знания, формы и методы организации учебного процесса. Расширение возможностей педагогической деятельности больше не упирается в материально-техническую базу ВУЗов и открывает новые возможности при подготовке специалистов по различным направлениям.
При подготовке студентов инженерной направленности, достаточно часто для обучения применяются программные комплексы для решения задач технических вычислений. Ярким примером является MATLAB. MATLAB (сокращение от англ. «Matrix Laboratory») – пакет прикладных программ для решения задач технических вычислений и одноимённый язык программирования, используемый в этом пакете. MATLAB используют более 1000000 инженерных и научных работников, он работает на большинстве современных операционных систем, включая Linux, Mac OS [1,2].
Студенты в Харьковском национальном университете городского хозяйства, которые обучаются по направления 050702 «Электромеханика» используют MATLAB и пакет Simulink [3], а методическое обеспечение студентам доступно в системе дистанционного обучения Moodle.
Simulink является приложением к программе MATLAB, который позволяет в простой и интуитивно понятной форме создавать модели динамических систем и выполнять их анализ. Но интерфейс имеет множество специфических категорий, назначение которых не повторяется в других программных пакетах при обучении студентов. Для улучшения восприятия студентами обучающих материалов было принято решение использовать популярный формат графических изображений GIF, который способен хранить сжатые данные без потери качества в формате не более 256 цветов с поддержкой прозрачности и анимации. Результаты использования анимации в графических изображениях зависят от множества факторов, но определяющим является количество обучающих элементов и качество создания таких изображений. Под качеством следует понимать создание такого рода анимации, которое бы позволяло обратить внимание студента на обучаемый элемент. Работать с файлами имеющих расширение .gif удобно как в версии Moodle 1.9, так и в более новых версиях. Принцип размещения в методическом обеспечении к курсу такой же, как и добавление обычных изображений. Пример GIF-анимации приведен на рис.1.
Рис. 1. Получение передаточных функций в Simulink.
Приведенный пример является сложным для восприятия студентами, т.к. несет в себе большое количество обучающих элементов: содержит 4 передаточные функции. Как показала практика, уменьшение количества обучающих элементов в GIF-анимации повышает уровень знаний студентов в целом. На рис. 2 показана GIF-анимация, которая позволяет студенту изучить только получение апериодического звена с заданными параметрами в Simulink.
Рис. 2. Получение апериодического звена с заданными параметрами в Simulink.
Большое внимание следует обратить так же на имеющееся программное обеспечение для создания GIF-анимации. Использование проприетарного программного обеспечения или с открытым исходным кодом так же накладывает свой отпечаток на развитие дистанционного обучения в Украине с использованием Moodle. Существуют на сегодня и онлайн сервисы для создания GIF-анимации, например здесь. Для создания GIF-анимации, которая отображена на рис.1 и рис.2, использовалось проприетарное програмное обеспечение UVScreenCamera, подробнее о котором можно узнать по адресу: http://www.uvsoftium.ru. Сокращение количества студентов, в целом, приводит к появлению все новых способов привлечения абитуриентов для обучения в высших учебных заведениях страны. Предоставляя возможность дистанционного обучения, можно привлечь так же студентов и с других стран, при создании должного методического обеспечения.
Список использованных источников
- Сорока К.О. Теорія автоматичного керування і комп’ютерне моделювання (неперервні лінійні системи) . Частина перша. Основи теорії систем автоматичного керування. Х.: ФОП Тімченко, 2010 – 218 с.
- Сорока К.О. Теорія автоматичного керування і комп’ютерне моделювання (неперервні лінійні системи) . Частина друга. Аналіз систем автоматичного керування засобами комп’ютерного моделювання. Х.: ФОП Тімченко, 2010 – 156 с.
- Сорока К.О., Личов Д.О. Робоча програма навчальної дисципліни “Теорія автоматичного керування”. Х.: ХНАМГ, 2009 - 20с.