Розділи

    • Буре Н.А.

      Санкт-Петербургский государственный университет

      ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС "РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ"

      В образовательных стандартах третьего поколения особое внимание обращается на повышение самостоятельной работы учащихся.

      В отличие от традиционной системы преподавания, где значительное место отводилось передаче знаний и усвоению больших объемов информации, новая "парадигма учебы" характеризуется смещением основного акцента на умение студентов учиться самостоятельно. Самостоятельная работа, самоконтроль и самоценка учащихся становится ведущей формой организации учебного процесса. В центре обучения находится студент, который контролирует ход процесса [1].

      В этих условиях компьютерные технологии открывают новые возможности обучения: позволяют интенсифицировать образовательный процесс, повышают учебную мотивацию учащихся, возможность получать удовлетворение от достижения результатов. 

      Преподавателями Санкт-Петербургского государственного университета на платформе Moodle создан дистанционный курс "Русский язык и культура речи"   met.iml.spbu.ru (см.: демо-версия), который предназначен для самостоятельной работы учащихся вузов гуманитарных и естественно-научных специальностей. Обучение в этом дистанционном курсе сопровождается поддержкой тьютера.

      Цель курса: повысить уровень практического владения современным русским литературным языком учащихся в разных сферах функционирования русского языка, в его письменной и устной разновидностях; углубить полученные при освоении школьной учебной программы знания по русскому языку и о русском языке.

      Компетентность студента в данном курсе определяется через совокупность знаний: 1) о языке как системе, его функциях, разновидностях и формах существования; 2) о понятии речевой правильности и нормах русского языка; 3) о понятиях функционального стиля, типологии стилей и подстилей; 4) о чертах и жанрах научного стиля; 5) о деловом стиле, основных подстилях, жанрах и способах продуцирования типовых текстов деловой речи; 6) об основных критериях хорошей речи и речевом этикете.

      В качестве основной учебной единицы выбран модуль. Курс состоит из 10 модулей:

      1. Место русского языка в системе других языков.

      2. Языковая норма.

      3. Стилистическая дифференциация русского литературного языка.

      4. Речевой портрет делового человека.

      5. Язык официально-делового общения и другие.

      Каждый из модулей можно рассматривать как самостоятельный обучающий блок.

      Изучение учебного предмета "Русский язык и культура речи" осуществляется как в процессе работы на лекциях, так и в ходе систематической самостоятельной работы в дистанционном курсе. Самостоятельная работа студентов предполагает знакомство с учебным материалом (презентации Power Point, просмотр видео сюжетов) и выполнение учебных интерактивных заданий в программной оболочке Hot Potatoes. Контроль изученного строится на основе автоматической проверки через систему тестов.

      Материалы самостоятельной работы в дистанционном курсе могут быть учтены при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по дисциплине.

      Хочу привести пример работы с двумя  модулями  "Речевой портрет делового человека" и "Язык официально-делового общения".

      В модуле "Речевой портрет делового человека" при знакомстве с особенностями невербальной коммуникации студенты могут посмотреть документальный фильм "Детектор лжи. Жесты" и высказать в форуме свое мнение: нужно ли обращать внимание на жесты и мимику собеседника и  правильно самому жестикулировать.  Этой же теме посвящен познавательный сериал "Lie to me" (1 season), просмотр которого вызывает большой интерес у  учащихся.

      Выполнив тест, студенты узнают, в чем состоит искусство деловых мелочей.  

      После просмотра презентации "Телефонный этикет" учащимся предлагается  сделать тестовые задания "Этикет телефонного общения" через гиперссылку на интернет-проект  "Мой язык - русский".

      Участники курса могут определить, есть ли у них способности к предпринимательской деятельности, выполнив бизнес тесты. Учащиеся могут высказать свое мнение на форуме, познакомившись с рейтингом  художественных фильмов про бизнесменов, о психологии в бизнесе и поведении людей.

      В модуле "Язык официально-делового общения" студенты познакомятся с особенностями языка официально-делового стиля; научатся составлять деловые бумаги; узнают об особенностях речевого  этикета в деловой переписке; познакомятся с деловой речью и жаргоном деловых людей.

      В курсе использованы различные виды заданий, в том числе интерактивные  материалы, выполненные с использованием программы  Hot Potatoes, которые позволяют студентам сразу проверить себя, получить результат.

      Для повторения теоретического лекционного материала можно посмотреть презентации в формате  Power Point к различным разделам курса, например, "Особенности официально-делового стиля", "Частные деловые бумаги", "Жанровая классификация текстов официально-делового стиля" и др.

      После просмотра материалов видео ролика "Как правильно составить резюме", студентам предлагается выполнить тест.

      Использование возможностей виртуального общения в сочетании с интересным учебным материалом способствует оптимальному управлению учебной деятельностью студентов, облегчает организацию самостоятельной работы.

      Форум обсуждения доклада 

      Список использованных источников

      1. Robert B. Barr, John Tagg. From Teaching to Learning - A New Paradigm for Undergraduate Education // Cnang. 1995, November/December. P. 13-25.