Розділи

    • Орлова М.Н., Клишта А.С.

      Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт»

      КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ «СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

      Компьютерные сети и новые сетевые технологии – одна из наиболее динамично развивающихся областей техники. Появление новых сетевых технологий и протоколов приводит к необходимости их освоения и изучения для их скорейшего применения. В связи с этим студенты соответствующих специальностей и специалисты, интересующиеся данными вопросами, должны не только изучать и знать сетевые технологии и иметь возможность быстро получать учебные и методические материалы, но и проверять полученные знания [1]. 

      Структура предлагаемой комплексной системы дистанционного обучения продумана таким образом, чтобы учащийся при отсутствии первоначальных знаний в области сетевых технологий смог получить не только базовую, но и наиболее актуальную и современную информацию [2]. Комплексная система дистанционного обучения включает учебные материалы по следующим направлениям:

      • Общие принципы построения сетей.
      • Протоколы Internet.
      • Локальные компьютерные сети.
      • Цифровые каналы связи и сети.
      • Сети ATM.
      • Сети ISDN.
      • Сети xDSL.
      • Технология MPLS.
      • Беспроводные каналы связи и сети.
      • Администрирование компьютерных сетей.

      Каждый курс состоит из определенного количества модулей, содержимое которых составляет его информационное наполнение. Под модулем подразумевается логически и функционально законченный фрагмент курса, который включает в себя не только информационное наполнение лекций,  но и лабораторные работы, практические занятия (если это необходимо), дискуссию и контроль полученных знаний. После каждого информационного модуля (лекции) приводятся тесты для проверки усвоения приведенного теоретического материала. Например, дистанционный курс "Протоколы Internet" содержит 23 модуля, в которых рассматриваются принципы построения сети Internet, стек протоколов сети, типы используемых адресов, классы IP-адресов, необходимость и особенности структуризации сетей с помощью выделения подсетей, а также структура и принципы функционирования основных протоколов и сервисов сети Internet [3]. Особое внимание уделяется назначению IP-адресов создаваемым подсетям, подключаемым хост-узлам и определению адресов широковещательной и групповой рассылки. Данный курс содержит более 100 вариантов итоговых тестовых заданий, каждое из которых содержит по 10 вопросов.

      Студенты обеспечиваются полным набором материалов, включающим подробную программу курса, изложение учебного материала, который постоянно обновляется, а также иллюстрацию наиболее принципиальных процедур функционирования сети и передачи данных. Для лучшего понимания теоретического материала модули курса содержат не только текст лекций и схемы и рисунки, но также включают видеоролики, выполненные с использованием Flash-технологии, которые иллюстрируют особенности не только инициализации соединений с помощью конкретного протокола и поддержания созданного канала в рабочем состоянии, но и функционирования различных протоколов в конкретных условиях. Содержатся встроенные Java-аплеты для получения практических навыков по настройке сетевых приложений и выполнения процедур передачи.

      Каждый из модулей содержит вопросы для самопроверки и тестовые задания. Разработаны два варианта проверки полученных знаний: для самопроверки (самотестирования) и тестовый контроль. Самопроверка выполняется самим обучаемым и служит только для того, чтобы студент (обучаемый) мог сразу увидеть свои ошибки, проанализировать их и не допускать в будущем. При тестовом контроле все ответы оцениваются и заносятся в специальную базу, доступ к которой имеет только преподаватель (тьютор).  Каждый вопрос теста имеет свой весовой коэффициент сложности, то есть каждому вопросу тестов соответствует определенное число баллов, которые можно получить при абсолютно правильном ответе.

      Для того, чтобы получить допуск к сдаче экзамена (или зачета) студент должен выполнить все контрольные (тестовые) задания, которые предложены в курсе, и выполнить их таким образом, чтобы набрать хотя бы минимально необходимое количество баллов (60 баллов из возможных 100 баллов). В противном случае тестирование необходимо повторить, и только после этого сдавать экзамен (или зачет).

      Важной особенностью и самоконтроля, и тестовых заданий, и экзамена является то, что каждый студент получает свой вариант задания, который генерируется случайным образом. Это позволяет полностью исключить "запоминание" правильных ответов на задаваемые вопросы и получить объективное представление о полученных знаниях.  Для ответа на поставленные вопросы выделяется определенный промежуток времени. Если за данный период времени ответы не были получены, то от итогового результата отнимается определенное число баллов. Данная процедура позволяет проверить глубину проработки материала и скорость принятия решения.

      Комплексная система дистанционного обучения разработана в среде Moodle.  Созданная система дистанционного обучения «Сетевые технологии» предназначена для студентов бакалаврской подготовки по направлению «Компьютерная инженерия», а также студентов магистерской подготовки специальностей «Компьютерные системы и сети», «Системное программирование» и «Специализированные компьютерные системы» кафедры системного программирования и специализированных компьютерных систем Национального технического университета «Киевский политехнический институт». Кроме того, она может быть использована всеми, кто желает получить не только базовые знания по организации и функционированию компьютерных сетей, но и особенности и принципы построения современных цифровых и беспроводных компьютерных сетей. Для изучения соответствующего дистанционного курса каждому студенту (обучаемому) предоставляется доступ к нему, то есть устанавливается пароль, по которому становятся доступными все материалы курса. Пароль является уникальным идентификатором каждого пользователя.

      Разработанные  курсы дистанционного обучения апробированы в течение пяти лет для студентов IV и V  курсов названных специальностей и доступны через Internet/Intranet.

      Созданные курсы дистанционного обучения  позволяют не только автоматизировано проводить проверку полученных знаний, тестирование, экзамены, но также выполнять виртуальные лабораторные работы, что существенно облегчает труд преподавателей.

      Список использованных источников

      1. Андреев А.А. Дидактические основы дистанционного обучения: дис. доктора пед. наук: 13.03.08 / А. А. Андреев. –  М.: МЭСИ, 1999. – 289 с.
      2. Таненбаум Э. Компьютерные сети / Таненбаум Э. – СПб.: Питер. – 2002. – 848 с.
      3. Столлингс В. Компьютерные сети, протоколы и технологии Интернета / Столлингс В. – СПб.: Питер. – 2005. – 832 с.