Швец Ю.А., Коломоец Г.П.
Классический приватный университет, Запорожье
Модель планирования учебной нагрузки субъектов процесса обучения на основе модульной структуры учебного курса
Используемая в настоящее время система планирования нагрузки субъектов просесса обучения (студентов и преподавателей) в ВУЗах Украины с одной стороны больше ориентирована на детальное нормирование учебной и методической нагрузки преподавателей, а не на планирование учебной работы студентов, а с другой - предполагает работу с академическими группами студентов, а не индивидуальное обучение. Достаточно беглого знакомства с учебными планами любого направления обучения (специальности) любого квалификационного уровня, чтобы убедиться в этом. До тех пор, пока наполняемость групп была на плановом уровне (25 - 30 студентов), такой подход был оправдан и не вызывал особых проблем. С уменьшением количества поступающих в ВУЗы абитуриентов наполняемость академгрупп резко сократилась и может доходить всего до нескольких человек на группу. В таких условиях обучать студентов становится экономически не выгодно. Индивидуальный же подход к процессу обучения, декларируемый последние 10 - 15 лет, так и остаётся декларацией.
Открытой остается также проблема планирования учебной нагрузки в случае использования в учебном процессе современных информационно-коммуникационных технологий (прежде всего, технологий дистанционного обучения) и систем управления обучением, которые по сути своей ориентированы на индивидуальную работу. За пределами используемой системы планирования остается также адекватное планирование учебно-методической работы преподавателей.
В работе предлагается модель планирования учебной нагрузки участников учебного процесса, в основу которой положена с одной стороны модульная структура учебного курса, а с другой - преимущественно индивидуальный подход к организации процесса обучения. В качестве планируемого параметра учебной нагрузки выбрана часовая нагрузка студентов и преподавателей. Реализация модели предполагает применение систем поддержки учебного процесса, таких как Moodle.
Суть предлагаемой модели состоит в следующем:
- учебный курс делится на ряд зачетных модулей, среди которых выделяются текущие зачетные модули и итоговые зачетные модули (экзамен, курсовая работа);
- деление учебного курса на зачетные модули осуществляется на основе выделения студенту определенного кредита времени, необходимого для изучения учебного материала модуля (учебная нагрузка студента);
- для каждого текущнго зачетного модуля назначается определенный учебный материал и перечень контрольных мероприятий исходя из целей модуля в рамках учебной программы курса;
- освоение студентом учебного материала зачетного модуля осуществляется во время контактных часов (работа под руководством преподавателя) и часов самостоятельной работы;
- для каждого текущего зачетного модуля назначается определенное число часов аудиторных занятий (лекции, практика, лабораторные работы), количество назначаемых часов зависит от формы обучения (дневная, заочная, заочно-дистанционная) и количества студентов в академической группе;
- контактные часы итоговых зачетных модулей и часы индивидуальных консультаций в рамках текущих зачетных модулей определяются исходя из реального времени работы с каждым студентом;
- учебная нагрузка преподавателя в рамках курса формируется из аудиторных занятий всех зачетных модулей и суммы часов работы с каждым студентом;
- нагрузка преподавателя по учебно-методической работе формируется в виде роялти от использования учебно-методических материалов курса каждым студентом, величина роялти зависит от уровня проведенной экспертизы материалов (экспертиза ВУЗа, отраслевых научно-методических советов, министерства и др.), формы их представления (рукописная, печатная, электронная, электронный курс и др), цикла учебной программы, к которому относится курс;
- стоимость часа учебной нагрузки преподавателя формируется на основании бюджета, который привносит каждый студент в общий бюджет ВУЗа за минусом накладных и других расходов, установленных в ВУЗе.
Предложенная модель может быть легко реализована средствами электронных таблиц (например, MS Excel, LibreOffice Calc) и адаптирована по отношению к организации учебного процесса с использованием современных компьютерных систем управления обучением (например, Moodle).
Рассмотрим пример расчета нагрузки участников процесса обучения для условного курса общим объемом в 180 академических часов или 5 кредитов ECTS. Пусть курс относится к циклу дисциплин профессиональной и практической подготовки и по данному курсу запланированы курсовая работа и итоговый контроль в форме экзамена. В рамках курса запланировано также чтение лекций, выполнение лабораторных работ и проведение практических занятий.
Формировать модульную структуру курса будем исходя из следующих условий:
- время, отводимое студенту на изучение учебного материала текущего зачетного модуля, составляет 18 академических часов или 0,5 кредита ЕКТС;
- время, отводимое студенту на итоговый зачетный модуль (курсовая работа и экзамен), составляет 36 академических часов или 1 кредит ЕКТС.
Исходя из принятых временных параметров условный курс будет иметь шесть текущих зачетных модулей и два итоговых. В табл. 1 представлены результаты распределения общего объема времени изучения курса на время текущих и итоговых зачетных модулей и определения их количества.
Таблица 1
Показатели модульной структуры курса
Модули Время, ак. час Кредиты ЕКТС Количество Текущие 108 3.0 6 Итоговые 72 2,0 2 Всего 180 5,0 8 Плановая учебная нагрузка студента
Установим, что во время изучения учебного материала текущего зачетного модуля студент должен выполнить одно индивидуальное задание самостоятельной работы и пройти тестирование. В ходе выполнения итоговых зачетных модулей он должен выполнить и защитить курсовую работу, а также подготовиться к экзамену и сдать его.
Таким образом студент во время изучения рассматриваемого курса за 180 академических часов должен будет изучить материал курса, выполнить шесть индивидуальных заданий, пройти шесть тестов, сделать и защитить курсовую работу и сдать экзамен. Это и будет плановая учебная нагрузка студента.
Плановая учебная нагрузка преподавателя
Часть своей учебной работы студент будет делать самостоятельно, а часть под руководством преподавателя во время контактных часов. Каждому студенту должна быть обеспечена возможность воспользоваться плановым количеством контактных часов в своей учебной деятельности, при планировании контактных часов по-возможности будет использоваться планирование занятий групп студентов.
Контактные часы (контактная нагрузка) будут формировать одну часть учебной нагрузки преподавателя. Вторая часть будет формироваться из времени, связанного с проверкой и рецензированием индивидуальных заданий самостоятельной работы студентов. Рассмотрим эти составляющие более подробно.
Все контактные часы для преподавателя можно разбить на две составляющие: аудиторная работа с группой студентов и индивидуальная консультативная работа. Количество часов, отводимых на аудиторную работу, зависит от формы обучения студентов (дневная, заочная, заочно-дистанционная) и количества студентов, зачисленных на рассматриваемый курс.
Установим, что объем аудиторной работы в рамках текущих зачетных модулей для студентов дневной формы обучения должен составлять примерно одну треть от общего времени обучения студента в рамках модуля, заочной формы в половину меньше, а для дистанционной может быть еще меньше.
Для определения учебной нагрузки преподавателя, связанной с индивидуальной консультативной работой, установим, что последняя должна составлять 1 академический час на один текущий зачетный модуль на одного студента. При этом будем считать, что имеющие место аудиторные занятия полностью или частично компенсируют индивидуальную консультативную работу.
В табл. 2 представлены параметры контактной нагрузки преподавателя и их значения для рассматриваемого условного курса.
Таблица 2
Контактная нагрузка преподавателя текущего зачетного модуля
Форма обучения Лекции, ак. час. Лаб. работы, ак. час. Практ. занятия, ак. час. Инд. консультативная работа, ак. час. Всего Дневная 2 2 2 1 7 Заочная 1 1 1 1 4 Заочно - дистанционная 0,3 - - 1 1,3 Установим, что подгруппа студентов должна состоять из 8 - 15 студентов, а группа из 16 - 30 студентов. Лекционные и практические занятия проводятся только с группами, а лабораторные занятия с подгруппами. Будем считать также, что если на курс зачислено меньше 8 студентов, то плановые аудиторные занятия не проводятся, а соответственно увеличивается количество часов самостоятельной работы студента.
В табл. 3 представлены результаты расчета контактной нагрузки преподавателя для различный значений принятых исходных данных. В расчетах предполагалось также, что каждый вид аудиторной нагрузки уменьшает на одну треть индивидуальную консультативную работу.
Таблица 3
Контактная нагрузка преподавателя текущих зачетных модулей
Форма обучения Колич. студентов Колич. подгрупп Колич. групп Лекции, ак. час. Лаб. работы, ак. час. Практ. занятия, ак. час. Инд. консультат. работа, ак. час. Всего, ак. час. Дневная 7 - - - - - 42 42 Дневная 10 1 - - 12 - 42 54 Дневная 20 1 1 12 12 12 12 48 Заочная 7 - - - - - 42 42 Заочная 10 1 - - 6 - 54 60 Заочная 20 1 1 6 6 6 36 54 Заочно - дистанционная 7 - - - - - 42 42 Заочно - дистанционная 1 - - - - - 60 60 Заочно - дистанционная 20 1 1 2 - - 120 122 Нагрузка преподавателя, связанная с проверкой и рецензированием индивидуальных заданий самостоятельной работы студентов (контроль самостоятельной работы студента), будет определяться нормой времени на проведение единицы такой работы, количеством индивидуальных заданий текущего зачетного модуля, количеством текущих зачетных модулей и числом зачисленных на курс студентов . Так для рассматриваемого курса при норме времени в 0,3 академического часа нагрузка преподавателя на одного студента будет составлять 1,8 академических часов и, как видно из табл. 3, должна составлять значительную долю от общей нагрузки.
Нагрузка преподавателя, связанная с итоговыми зачетными модулями (курсовая работа, экзамен) может быть определена стандартным образом исходя из нормы времени на единицу такой работы (например, 3 ак. часа на курсовую работу и 0,3 ак. часа на прием экзамена) и количества студентов.
В табл. 4 представлены результаты расчета плановой учебной нагрузки преподавателя в рамках рассматриваемого курса для 10 студентов, обучающихся по различным формам обучения.
Таблица 4
Учебная нагрузка преподавателя
Форма обучения Лекции, ак. час. Лаб. работы, ак. час. Практ. занятия, ак. час. Инд. консультат. работа, ак. час. Контроль СРС, ак. час. Рук. курс. работой, ак. час. Экзамен, ак. час. Всего, ак. час. Дневная - 12 - 42 18 30 3 105 Заочная - 6 - 54 18 30 3 111 Заочно - дистанционная - - - 60 18 30 3 111 Плановая учебно-методическая нагрузка преподавателя
Результатом учебно-методической работы преподавателя могут быть рукописные, печатные или электронные материалы, которые должны охраняться авторским правом. Одной из форм получения вознаграждения за использование авторских прав есть роялти. В работе предлагается использовать фиксированную величину роялти, выраженную в академических часах и получаемую преподавателем от каждого студента, зачисленного на курс.
Величина роялти должна зависеть от объема учебно-методических материалов, который пропорционален общему объему часов учебной нагрузки курса, формы их представления и цикла дисциплин учебного плана, к которому относится конкретный курс.
В работе предлагается следующая классификация форм представления учебно-методических материалов курса:
- рукописные материалы;
- печатные материалы с грифом учебного заведения (прошедшие внутреннюю экспертизу учебного заведения);
- печатные материалы с грифом органа государственной экспертизы (учебники, пособия);
- электронный курс с грифом учебного заведения;
- электронный курс с грифом органа государственной экспертизы.
Каждая из перечисленных форм представления учебно-методических материалов имеют свою «трудоемкость», которая может быть учтена соответствующим коэффициентом. Соответствующим коэффициентом может быть учтена также и «трудоемкость» курса соответствующего цикла дисциплин.
Для примера рассчитаем величину роялти рассматриваемого условного курса при условии, что учебно-методические материалы представлены в форме электронного курса с грифом учебного заведения. Установим, что величина роялти, приходящаяся на один академический час общего объема часов нагрузки курса составляет 0,05 ак. часа, коэффициент трудоемкости формы представления равен 2,0, коэффициент трудоемкости цикла 1,5. Для этого случая величина роялти будет составлять 27 академических часов.
Стоимость часа учебной нагрузки преподавателя
Учитывая тот факт, что на ценовую политику стоимости образовательной услуги оказывают влияние многие факторы (конъюнктура рынка, налоговые правила, накладные расходы учебного заведения и др.), то использовать фиксированное значение стоимости часа учебной нагрузки преподавателя для учебного заведения может быть экономически не выгодно. В этом случае предлагается вводить «плавающее» значение стоимости часа, которое должно определяться с одной стороны экономическим состоянием учебного заведения, а с другой стороны коллективным договором учебного заведения.
Заключение
Предложенная в данной работе модель планирования учебной нагрузки субъектов процесса обучения, по мнению авторов, позволяет:
- установить четкие правила формирования структуры учебного курса;
- определить количественные требования к перечню элементов учебной работы и объему учебно-методических материалов;
- развернуть процесс планирования учебного процесса «лицом к студенту» и ориентировать его на индивидуальный процесс обучения;
- ввести обоснованные формы и объемы планируемой учебной нагрузки субъектов процесса обучения и рассчитать реальные трудовые затраты преподавателей при проведении учебной работы;
- повысить заинтересованность и ответственность участников процесса обучения за выполняемую учебную и учебно-методическую работу;
- повысить качество учебно-методических материалов и, следовательно, учебного процесса в целом;
- оптимизировать число нормативных параметров процесса расчета учебной нагрузки;
- автоматизировать большинство этапов планирования учебной нагрузки и поддержки учебного процесса с применением системы обучения Moodle или ей подобных.
Вариант реализации модели планирования учебной нагрузки субъектов процеса обучения средствами электронной таблицы.