Розділи

    • Табунщик В. Н., Овсянникова Н. П.

      Приазовский государственный технический университет

      Нестандартный блок «Преподаватель» в Moodle версий 1.9 и 2.4

      Внедрение Moodle в образовательный процесс для студентов заочно-дистанционной формы обучения в Приазовском государственном техническом университете (ПГТУ) началось в сентябре 2006 г. с установки LCMS Moodle на сервер ПГТУ и изучения её возможностей сотрудниками отдела дистанционного обучения.

      Параллельно велись поиски какой-либо нормативной документации о структуре, содержании и оформлении дистанционного курса (ДК) в печатных изданиях, веб-ресурсах сети Интернет. В результате этой работы отделом дистанционного обучения ПГТУ были представлены на рассмотрение и утверждение Методическим Советом ПГТУ "Рекомендации по разработке и оформлению дистанционного курса в системе MOODLE".

      Одним из главных требований к оформлению ДК в этих рекомендациях является наличие на главной странице курса информации о преподавателе дисциплины с фотографией, указанием фамилии, имени, отчества, адреса электронной почты, номера телефона (рабочего, по желанию - мобильного) и др., так как дистанционный курс - это "виртуальная" аудитория, где студент и преподаватель встречаются "лицом к лицу". В особенности, учитывая то, что в этой аудитории преподаватель и студент зачастую встречаются впервые.

      Постепенно накапливаемый опыт работы с платформой Moodle показал, что студентам удобнее всего ориентироваться в курсе, когда вся доступная о преподавателе информация находится на главной странице ДК и во всех курсах - в одном и том же месте. Сначала каждый разработчик курса  самостоятельно создавал блок HTML (стандартный блок Moodle), в котором публиковал всю необходимую информацию. Такой способ вызывал у преподавателей некоторые затруднения в плане умения размещать на веб-странице изображения нужного формата и качества, создания ссылки на свой адрес электронной почты и т. п. Кроме того, стиль оформления этих блоков оставлял желать лучшего, так как трудно было от всех добиться единообразия в размере используемых изображений, стилях оформления текста (размер, начертание, цвет шрифта).

      Перед лабораторией отдела дистанционного обучения встала задача найти другой способ отображения информации о преподавателе. При остутствии в штате лаборатории РНР-программистов, и, соответственно, возможности написать собственный плагин для Moodle, начался поиск в базе дополнительных модулей, блоков и плагинов на официальном сайте разработчика Moodle [1]. После изучения возможностей нескольких подходящих плагинов выбор пал (скорее по возможностям, а не по названию :)) на блок My Peers (автор Étienne Rozé) [2].

      После небольших правок, заключавшихся в добавлении нужных и удалении лишних функций блока, правке css-стилей для соответствия стандартам XHTML 1.0 Strict, изменении выводимого в заголовке названия на "Преподаватель" и др., блок был успешно установлен [3] на сайте "Система дистанционного обучения ПГТУ" (СДО ПГТУ). Кроме того, встроенными средствами Moodle (Управление ► Модули ► Блоки ► Закрепленные блоки), блок был закреплен на главной странице каждого дистанционного курса и теперь автоматически выводит информацию о преподавателе ДК при создании нового курса и назначения в нем пользователю роли редактирующего преподавателя.

      Вот, как выглядит этот блок в дистанционном курсе на сайте СДО ПГТУ (версия Moodle 1.9.19+ (Build: 20120831)):

      Рисунок 1

      Студенту сразу же после входа в курс доступна вся необходимая информация о преподавателе (фото, ФИО, должность и/или ученое звание), ссылка на обмен сообщениями в рамках сайта (Отправить сообщение), адрес электронной почты (Написать письмо), телефоны (если в профиле преподавателя будет указан мобильный телефон, будет показан и его номер), другая информация.

      Так как блок закреплен на уровне сайта администратором, он недоступен для редактирования преподавателю курса и не может быть удален или перемещен в другое место, что означает абсолютное единообразие его оформления и отображения в каждом дистанционном курсе.

      Последнее обновление блока My Peers его разработчиком датировано 23 Мая 2009 года, но он и по сей день успешно работает на  сайте СДО ПГТУ, ожидая обновления системы Moodle до новой, более функциональной версии 2.5, выход которой намечен 13 мая этого года.

      Блок My Peers (версия от СДО ПГТУ): скачать

      Лаборатория отдела дистанционного обучения ПГТУ постоянно обновляет систему Moodle на сайте СДО ПГТУ, предварительно тестируя новые версии на другом сайте  - "Тестовый режим Moodle СДО ПГТУ", используемом ещё и для проведения курсов обучения профессорско-преподавательского состава университета по теме "Разработка дистанционных курсов в Moodle".

      На этом сайте платформа была обновлена до версии 2.4.х (февраль 2013 г.), что позволяет всем, и сотрудникам лаборатории отдела дистанционного обучения, и преподавателям-разработчикам дистанционных курсов изучить возможности обновленной версии Moodle, что немаловажно в свете предстоящего в конце текущего учебного года обновления основного сайта СДО ПГТУ.

      Естественным желанием было иметь подобного рода блок "Преподаватель" и в новой версии Moodle. Теперь уже поиск осуществлялся по новой базе дополнительных модулей, блоков и плагинов на официальнм сайте разработчиков платформы. По своим функциональным возможностям больше всего подходил блок MooProfile (разработчик mohamed alsharaf) [4], совместимый с версиями Moodle 2.3 и 2.4. Однако, первоначальная инсталляция блока в систему завершилась ошибкой. Как оказалась, причина - в отсутствии каталога db с файлом access.php, определяющего разрешения (capabilities) для блока, на что было указано разработчику в комментариях на странице загрузки блока. После самостоятельного исправления этой ошибки и некоторых других (в частности, неправильно отображалась информация о дате последнего посещения сайта пользователем), блок был успешно установлен и выглядит в дистанционном курсе на сайте Moodle версии 2.4 таким образом:

      Рисунок 2

      Блок отображает ту же информацию о преподавателе, что и в версии Moodle 1.9:

      • Фотография;
      • Фамилия, имя, отчество (если вписано в профиле вместе с именем);
      • Описание пользователя;
      • Ссылка на E-mail;
      • Ссылка на обмен личными сообщениями;
      • Ссылка на веб-страницу (если не скрыто и указано в профиле);
      • Номер ICQ (если не скрыто и указано в профиле);
      • Идентификатор Skype (если не скрыто и указано в профиле).

      Дополнительно отображается:

      • Дата последнего входа в курс;
      • Иконка Рисунок 3 слева от ФИО, если пользователь в данный момент находится на сайте.

      Примечание: Ссылка на веб-страницу, Номер ICQ, Идентификатор Skype в стандартной версии блока отсутствуют, добавлены лабораторией отдела ДО ПГТУ.

      Блок MooProfile (версия от СДО ПГТУ): скачать

      Таким образом, использование нестандартных блоков My Peers и MooProfile сторонних разработчиков позволило решить поставленную перед лабораторией отдела ДО ПГТУ задачу с наименьшими затратами и в кратчайшие сроки.
      В результате, студенту при первом же посещении дистанционного курса в удобном виде доступна вся необходимая информация о преподавателе дисциплины, включая средства связи с ним: письмо по E-mail, личное сообщение, звонок по телефону и т. д..

      Список использованных источников

      1. Old modules and plugins. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moodle.org/mod/data/view.php?id=6009
      2. Block: My peers. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moodle.org/mod/data/view.php?d=13&rid=2407
      3. Installing plugins.  [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.moodle.org/24/en/Installing_plugins
      4. Moodle Plugins Directory. Blocks: MooProfile. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moodle.org/plugins/view.php?plugin=block_mooprofile
      5. Developer documentation. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.moodle.org/dev/Developer_documentation