Розділи

    • Иванченко Т.В., Щербина А.А.

      Киевский национальный университет строительства и архитектуры

      ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТАКУРСОВ И МОДУЛЯ СУБКУРС
      В MOODLE 1.9

      Известно, что недостатком платформы Moodle 1.9, которая, судя по статистике сайта moodle.org, все еще остается в мире более распространенной, чем Moodle 2, является отсутствие групп уровня сайта, что усложняет запись на курсы студентов по спискам академических групп. Это объясняется тем, что в системе высшего образования многих стран, в том числе и Австралии, откуда родом Moodle, само понятие академической группы отсутствует. У них нет такого стабильного студенческого коллектива, члены которого видятся друг с другом почти на каждой паре. Там по окончанию пары, студенты, которые только что занимались вместе, расходятся в самых разных направлениях, поскольку перечень изучаемых дисциплин и преподавателей, у каждого студента свой. Поэтому там каждый преподаватель по своему собственному усмотрению может делить (или не делить) своих студентов на группы, по самым разным причинам и признакам: сильные, слабые, вместе выполняющие работу №8, имеющие пару в понедельник и т.п. Именно такая концепция групп заложена в Moodle. Преподаватель может создать в своем курсе группы, и каждый студент может быть членом любого числа групп либо вообще не принадлежать ни к какой группе.

      Так же могут использовать группы в курсе Moodle и наши преподаватели, но самое главное и необходимое для нас – сформировать в курсе Moodle группы, совпадающие с академическими группами студентов. Зачислять студентов на курс поименно: Иванов, Петров, Сидоров, да еще и создавать в каждом курсе академические группы и записывать в них студентов - долго и неудобно. Лучше это делать погруппно, целыми списками.

      В Moodle 1.9 есть механизм зачисления студентов на курс списками. Это механизм использования метакурсов. Как известно, метакурсы – это такие курсы, в которые студентов импортируют из дочерних курсов. Следовательно, если мы создадим дочерние курсы, содержащие списки академических групп, то в метакурсы учебных дисциплин студентов можно будет зачислять целыми группами.

      Однако Moodle 1.9 в своем стандартном варианте позволяет импортировать в метакурс одних только студентов, а не студентов вместе с их группами. В принципе, это позволяет решить поставленную задачу, если сначала в пустой курс импортировать студентов первой академической группы и сразу же (пока их список не перемешался со списками других групп) создать в курсе группу с названием этой академической группы и переписать в нее всех студентов. Затем импортировать студентов следующей академической группы, создать в метакурсе группу с ее названием и записать в нее только тех, кто пока еще не был записан в группы и т.д. Так получается намного быстрее, чем при поименной записи студентов, но все равно процедура формирования групп остается слишком трудоемкой.

      Поэтому Дмитрием Пупыниным были предложены изменения кода, позволяющие импортировать в метакурс студентов вместе с их группами. Затем Ярослав Шарафутдинов там же предложил усовершенствование этого метода, позволяющее выбирать, как добавлять студентов в метакурс или удалять их из него - с группами или без:

       

      Теперь запись студентов на курс осуществляется в несколько кликов. Достаточно выбрать дочерний курс и в метакурс дисциплины будут импортированы содержащиеся в дочернем курсе академические группы вместе с их студентами. Хотя этот метод известен еще с 2008 г., он почему-то не получил достаточной известности и распространения, что и побудило нас посвятить ему этот доклад.

      Единственный недостаток этого метода состоит в том, что если студента записать в дочерний курс уже после того как данный дочерний курс был добавлен к метакурсу, то в метакурсе этот студент появится, а в группе метакурса - нет. Дело в том, что запись в группу осуществляется только в момент добавления дочернего курса в метакурс.

      Таких «опоздавших на запись» студентов можно потом дописать в группы вручную. Их сразу видно в списке, т.к. после фамилии студента в скобках указывается количество групп, в которые записан студент, в данном случае (0):

       

      Но, еще быстрее это можно сделать, исключив из метакурса определенные (или все) дочерние курсы и снова добавив их. Не надо бояться, что такое временное исключение дочерних курсов и их повторное прибавление может иметь какие-либо нежелательные последствия. Ничего плохого при этом не происходит. Все полученные студентами оценки, все присланные ими на проверку задания и т.д. остаются при этом на своих местах.

      В отличие от стандартного использования меткакурсов, где (дабы избежать перемешивания списков групп, о чем говорилось выше) в дочерний курс можно было записывать не более одной группы, здесь в один дочерний курс можно записать все группы, которые в текущем семестре изучают одинаковый набор дисциплин. Обычно это группы одного курса и одной специальности. Ну а на школьном сайте таких дочерних курсов будет всего 11 – по числу лет обучения. Например, дочерний курс «7-е классы» будет содержать группы с названиями классов: «7-А», «7-Б» и т.д. На школьном сайте в метакурс каждой дисциплины будут добавлены списки учеников только из одного дочернего курса, а на университетском число добавляемых дочерних курсов будет равно числу специальностей, изучающих эту дисциплину.

      В заключение отметим, что поскольку в метакурс импортируются не только студенты, но и группы, в дочернем курсе группы нужно создавать всегда, даже если эта группа в нем единственная. Группы, не содержащие студентов, добавлять в метакурс нельзя, это вызывает ошибку.

      Таким образом, данный метод позволяет не только администратору сайта, но и преподавателю в несколько кликов мышкой сформировать в метакурсе своей дисциплины списки студентов, которые ее изучают, уже поделенные на академические группы.

      Некоторые считают недостатком этого метода то, что в нем приходится создавать якобы лишние курсы, только ради списков академических групп. На самом деле они совсем не лишние, поскольку кроме курсов изучаемых дисциплин эти группы должны иметь еще и какой-либо курс для объявлений, общения студентов этих групп и т.п., а самое главное – для того, чтобы собрать в нем итоговые оценки студентов этих групп по всем изучаемым ими дисциплинам. Именно упомянутые выше дочерние курсы и являются наилучшим местом для всего этого.

      Задачу импорта итоговой оценки одного курса в журнал оценок другого в Moodle выполняет дополнительно устанавливаемый модуль Subcourse. Это очень простой модуль, в параметрах которого нужно просто указать название курса, из которого следует взять итоговую оценку:

      Если списки академических групп импортируются из дочернего курса X в метакурс дисциплины Y, то в курсе X создается экземпляр деятельности субкурс, который импортирует итоговую оценку курса Y в журнал оценок курса X:

       

      В результате в журнале оценок дочернего курса X мы имеем итоговые оценки всех студентов по всем изучаемым ими дисциплинам:

       

      Эти оценки обновляются с частотой запуска программы cron. Если, например, преподаватель поставит в своем курсе оценку, которая изменит итоговую оценку студента по этому предмету, то через несколько минут эти изменения будут видны в дочернем курсе, где собрана вся информация, касающуюся этих групп: списки студентов, списки изучаемых ими дисциплин (в виде набора субкурсов),

      итоговые оценки всех студентов по всем изучаемым дисциплинам, а также рейтинги студентов. Разумеется, сотрудник деканата, имеющий в дочернем курсе права преподавателя, видит все оценки всех студентов, а каждый студент - только свои собственные. Эти оценки можно показать и его родителям.

      Таким образом, в течение семестра в журнале оценок дочернего курса отображаются итоговые оценки, характеризующие текущую успеваемость студентов по всем изучаемым дисциплинам, а по завершению семестра – результирующую. Когда студенты перестают изучать дисциплину, оценка в ее субкурсе больше не изменяется. При желании, задав весовые коэффициенты дисциплин и сгруппировав оценки по категориям семестров, можно прямо в журнале оценок рассчитать рейтинги студентов за текущий и любой другой пройденный семестр, так и за весь период обучения. Именно по таким объединенным ведомостям деканату удобнее всего контролировать успеваемость студентов. Т.е. еще встречающиеся иногда утверждения, что якобы в Moodle не реализованы функции электронного деканата, конечно же, не соответствуют действительности.

      В заключение отметим, что для Moodle 2 вместо метакурсов можно применить изначально встроенный в Moodle более совершенный механизм записи и последующей синхронизации списков академических групп через глобальные группы (когорты). Модуль Subcourse для Moodle 2 на данный момент находится в стадии разработки.

      Ниже мы приводим файлы, которыми нужно заменить одноименные файлы в папке course. Фразы «Добавить с группами», «Удалить с группами» пристутствуют в них непосредственно в коде. Поэтому мы даем два варианта этих файлов: на русском и украинском языках.

      P.S. Уже после окончания конференции авторам стало известно, что модуль Subcourse для Moodle 2 разработан и даже имеет больший функционал, нежели его версия для 1.9. Он позволяет не только импортировать итоговые оценки метакурсов дисциплин, но и экспортировать в них списки студентов.