Розділи

    • Анисимов А.М.

      Харьковский национальный университет городского хозяйства

      Об опыте проведения курсов повышения квалификации «Теория и практика работы в СДО Moodle»

      Одним из важных этапов при внедрении и использовании дистанционного обучения (ДО) является обучение преподавателей работе в используемой системе ДО. Харьковский национальный университет городского хозяйства (ХНУГХ) в качестве платформы дистанционного обучения использует LMS Moodle.

      С 2009 г. Центром повышения квалификации, переподготовки кадров и дистанционного обучения ХНУГХ проводятся постоянно действующие курсы повышения квалификации преподавателей по тематике «Теория и практика работы в системе дистанционного обучения «Moodle».


      Форма обучения – дистанционная на сайте ЦДО ХНУГХ.
      Продолжительность обучения – 2 месяца.

      Программа курса рассчитана на 102 часа обучения  и включает в себя:
      - Изучение теоретической части - 60 час.
      - Практические занятия – 42 час, в т.ч.:

      •  выполнение практических заданий (8) – 18 час.
      •  лабораторные работы (12) – 22 час.
      •  участие в интернет-семинаре (1) – 2 час.

      Способы контроля знаний:

      •  контрольное тестирование (8)
      •  оценка представленной выпускной работы.

       Курс рассчитан на самостоятельную работу слушателей с постоянным консультированием, методической и организационной поддержкой преподавателя.

      Группы слушателей (около 30 человек) формируются на основании предложений заведующих кафедрами и с согласия слушателей. Это позволяет слушателям учесть свою загрузку и выбрать для себя оптимальный срок обучения - обучение на курсах проводится без отрыва от основной деятельности. Состав групп и сроки их обучения утверждаются приказом ректора.

    • Курс имеет тематический формат и разделен на восемь разделов по изучаемым темам.


      В нулевом (ненумерованном) разделе приводены ресурсы, относящиеся ко всему курсу, в т.ч. рекомендуемый график работы с курсом, список всех заданий курса с их максимальными оценками и долей в итоговой оценке курса.

    • Здесь же расположены Новостной и Общий форумы курса.

      Есть и отдельный форум "Помощь", который служит для офлайн консультаций участников курса. За реальную помощь участникам курса (при ответе раньше преподавателя) слушатели получают дополнительные баллы.

    • В остальных разделах курса приведены ресурсы и активные элементы курса, относящиеся в изучаемым темам:
      1. Начинаем работать. В теме рассматривается начало работы с учебным курсом.Заполнение личной карточки, знакомство с установками курса.
      2. Изучаем интерфейс. В этой теме рассматриваются особенности работы с элементами системы.
      3. Управление курсом. В теме подробно рассмотрены все компоненты блока Управление, позволяющие преподавателю управлять своим курсом.
      4. Ресурсы курса. В этой теме слушатели знакомятся с различными типами ресурсов, используемых в системе Moodle, учится добавлять, редактировать ресурсы и управлять ими.
      5. Элементы курса. В этой теме рассматривается работа с активными элементами (модулями) курса для организации самостоятельной работы студентов и контроля их знаний. Описаны все элементы, которые преподаватели могут использовать в своих учебных курсах, в т.ч. дополнительные (не относящиеся к стандартным, но имеющиеся в нашей системе).
      6. Тестирование в Moodle. В теме подробно рассматриваюся особенности использования всех типов вопросов, имеющихся в системе, в т.ч. отсутствующих в стандартной поставке.
      7. Итоги или Вашу зачетку! В этом разделе слушатели представляют для оценивания свою выпускную работу, проходят итоговый тест и получают сертификат.

      Каждый раздел курса заканчивается контрольными вопросами для самопроверки и тестом по разделу курса. Эти тесты имеют несколько попыток и используются для самоподготовки слушателей - им видно, на какие вопросы они ответили правильно, а на какие - нет.

    • Каждый раздел курса имеет ресурсы курса, в которых слушатели изучают теорию и лабораторные работы - задания, которые необходимо выполнить для закрепления теоретического материала и приобретения навыков работы в системе.

      Перед каждым заданием слушатели могут познакомиться с ЧаВО - Часто Встречающимися Ошибками, которые допускаются при выполнении конкретной лабораторной работы.

    • Все выполняемые слушателем задания оцениваются преподавателем курса, он пишет отзыв и ставит оценку в зависимости от наличия замечаний к выполнению. Слушатель может повторно отправить свой ответ на задание после исправления замечаний и получить более высокую оценку. Количество попыток не ограничивается, но после третьей попытки сдачи задания максимальная оценка не ставится.Задания имеют Последний срок сдачи, после этой даты слушатели могут отправить свой ответ на задание, но при задержке ответа более чем на неделю максимальная оценка за задание не ставится. Это мотивирует слушателя придерживаться графика прохождения курса. 

    • В курсе предусмотрена работа с разными типами форумов, участие в дистанционном семинаре, выполнение оцениваемых практических заданий, лабораторных работ и практикумов, проведение контрольного тестирования по всем темам.


      Итоговый контрольный тест содержит случайную выборку из вопросов тестов по всем темам курса и пройти его можно только с определенных компьютеров и в присутствии преподавателя. При этом от слушателя скрываются все ресурсы изучаемого курса, но он может пользоваться справочной системой Moodle в своем тестовом курсе.


      Для успешного окончания курса с получением Сертификата ЦПКПКДН ХНУГХ и свидетельства о повышении квалификации необходимо получить более 71% от максимальных оценок за весь курс, за итоговый контрольный тест и за выпускную работу.


      Изучение курса сопровождается разработкой слушателем собственного тестового учебного курса по преподаваемой дисциплине - именно в нем слушатель создает ресурсы и элементы, выполняя лабораторные работы изучаемого курса .

      Этот тестовый учебный курс является выпускной работой слушателя. После окончания обучения тестовый учебный курс слушателя переносится в категорию соответствующей кафедры и в дальнейшем используется преподавателем для обучения студентов.


      Курс имеет практическую направленность. В результате изучения курса преподаватели приобретают опыт работы в системе дистанционного обучения в роли преподавателя, что позволяет им в дальнейшем самостоятельно проводить занятия в разработанном курсе и создавать новые курсы по преподаваемым дисциплинам.

    • Курс постоянно совершенствуется, при этом учитываются отзывы и предложения слушателей, которые они высказывают в специальном форуме.

    • На сегодняшний день 214 преподавателей успешно закончили курсы повышения квалификации.

      Слушатели, успешно закончившие курсы, не исключаются из курса, а переводятся в группу "Гости" и всегда имеют возможность воспользоваться его ресурсами, в т.ч. обновленными. При этом все задания курса (лабораторные работы) от них скрыты.

      Вы можете ознакомиться с курсом "Теория и практика работы в Moodle" на нашем сайте ЦДО ХНУГХ.

      Логин - moodle

      Пароль - 2013

      Ссылка на курс "Теория и практика работы в Moodle" расположена в блоке Мои курсы.